Музыка и текст никогда не выйдут из моды, из нашей жизни, спасибо! Клара Румянова родилась 8 декабря 1929 года в Ленинграде. В детстве у Клары был очень низкий голос, альт. Когда Клара училась в десятом классе, она впервые увидела фильм с Любовью Орловой, и решила, что тоже станет актрисой. В конце 1940-х годов она переехала в Москву, намереваясь поступить во ВГИК. Перед вступительными экзаменами у 16-летней Румяновой украли все деньги, и она вынуждена была голодать. Когда же на последнем туре Клара упала в голодный обморок, глава приёмной комиссии Сергей Герасимов купил ей плитку шоколада и напоил горячим чаем с хлебом. "Я прямо в экзаменационной аудитории в уголочке всё и съела", - вспоминала позже актриса. Она поступила во ВГИК с первой попытки, где училась у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Студенткой она много ездила с концертами в Подмосковье. Однажды Клара сильно простыла, и чуть не умерла от крупозного воспаления лёгких. Пролежав в больнице больше месяца, она потеряла голос. Продолжение учёбы во ВГИКе оказалось под угрозой. Сергей Герасимов показал её фониатру, но тот лишь развёл руками: "У девочки редкие связки. Не знаю, каким голосом она будет петь после такой болезни, но говорить сможет нормально". Полгода Сергей Герасимов запрещал Кларе Румяновой разговаривать даже шёпотом, и они общались с помощью записок. А когда её голос полностью восстановился, Клара стала говорить очень высоким голосом, впоследствии так хорошо знакомым миллионам кинозрителей. Сокурсниками Румяновой были Николай Рыбников, Алла Ларионова, Нина Меньшикова и Вадим Захарченко. "Вообще Клара нравилась многим ребятам. Она была миниатюрной брюнеткой с огромными глазами. Рыбников уже на первом курсе был от неё без ума. В это трудно поверить, но свою будущую жену Аллу Ларионову он тогда в упор не замечал, - рассказывала одноклассница Румяновой Евгения Житомерко. - Я до сих пор помню, как сидели мы у Клары дома, обсуждали книжные новинки, а в это время Рыбников ждал её у подъезда. Клара была умной, начитанной девушкой и не переставала удивляться своему ухажёру: "Как он может часами просиживать штаны? Конечно, я никогда не стану встречаться с таким дураком". В это сложно поверить, но однажды молодой Коля Рыбников совершил поступок, который позже режиссёр Юрий Чулюкин воплотил в своём фильме "Девчата". Не зная, как растопить ледяное сердце любимой, Рыбников решил подарить Кларе дорогой подарок. - Коля потратил всю свою стипендию, занял денег у друзей и купил Кларе изящные золотые часики, - продолжает Евгения Степановна. - Перед лекциями он встретил её около института и преподнёс подарок. Клара - девушка строгих моральных правил - влепила ему звонкую пощёчину со словами: "Никогда больше не подходи ко мне". В порыве ярости Рыбников выбросил подарок в окно. Но, в отличие от героини Надежды Румянцевой - Тоси, Клара не заплакала, а лишь усмехнулась: "Я же предупреждала, мне от тебя ничего не надо, заруби себе это на носу". Кстати, Рыбникову дорого обошлась эта выходка: несколько месяцев он сидел на одной гречке, чтобы вернуть долг приятелям. Неделю Рыбников не подходил к однокурснице. Но вскоре не выдержал и решил рискнуть последний раз. Надев парадный костюм, он пришёл в дом к матери Румяновой, чтобы просить руки её дочери. Когда Клара узнала об этом поступке, она в резкой форме высказала Николаю своё мнение о нём и попросила забыть о её существовании. Спустя пять лет после окончания института, в 1957 году, Рыбников женился на другой однокурснице - Алле Ларионовой. За два года до смерти уже великий актер Николай Рыбников перенёс микроинсульт. Клара навестила его в больнице. Тогда Николай Николаевич осторожно поинтересовался у бывшей возлюбленной: "Ну, может, спустя столько лет ты мне признаешься в причине своего отказа?" В этот момент на глаза Клавдии Михайловны навернулись слёзы: "Дурой я была, Колька! Я не разглядела в тебе того, кем ты был на самом деле. Только сейчас я понимаю, что ошибалась. Ты был именно тем мужчиной, который нужен мне. Сейчас уже поздно об этом думать". Сниматься в кино она начала еще студенткой, и играла в таких известных фильмах, как "Сельский врач" в 1952 году, "Они были первыми" в 1956 году, "Жених с того света" в 1958 году, "Воскресение" в 1960 году, "Жизнь сначала" в 1961 году, "Хуторок в степи" в 1970 году и "Двенадцать стульев" в 1971 году. Однако наибольшую популярность и любовь зрителей принесло ей участие в мультипликации. Почти в каждом втором отечественном мультфильме звучал голос актрисы: прежде всего это "Чебурашка", "Ну, погоди!", "Лягушонок ищет папу", "Почта", "Рикки-Тикки-Тави", "Чьи в лесу шишки?", "Паровозик из Ромашково", "Козлёнок, который считал до десяти", "Кот в сапогах", "Малыш и Карлсон", "Крокодил Гена", "Умка", "Крошка Енот", "Тимка и Димка", "Кто ж такие птички?", "Ушастик и его друзья", "Он попался!" "Волшебник Изумрудного города". Песни из этих фильмов в исполнении Клары Румяновой стали шлягерами. Кроме того, актриса много выступала на эстраде и на радио, причём, не только с детскими песнями. В 1975 году Клару Румянову пригласили на съёмки картины "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил", где она познакомилась с Владимиром Высоцким. Высоцкий ухаживал за Кларой, дарил цветы, читал стихи, однако актриса была неприступна. Личная жизнь Клары Румяновой, что называется - не сложилась. Возможно потому, что в семейных отношениях Румянова всегда считала себя главой семьи. Первый раз она вышла замуж в шестнадцать лет за молодого пианиста. - Брак продержался всего три месяца. Когда Клара поступила во ВГИК, её муж поставил условие: "Выбирай: либо я, либо кино". После этих слов Румянова разорвала с ним все отношения. Клара всегда была принципиальным человеком и ни за что не могла поступиться собственными взглядами, - рассказывала подруга актрисы Вера Рыбакова. - Кстати, к тому моменту Клара была на втором месяце беременности. Втайне от родителей она сделала аборт у какой-то бабки на дому. С тех пор детей она больше иметь не могла, хотя очень хотела. Вторым мужем Румяновой стал лучший друг Сергея Бондарчука Анатолий Чемодуров. Красивый талантливый актёр прославился в конце 1940-х годов ролью Левашова в "Молодой гвардии". После свадьбы Бондарчук решил сделать подарок молодой актрисе и предложил ей роль княжны Марьи в картине "Война и мир". Румянова стала репетировать, но из-за её дерзкого характера Сергею Фёдоровичу пришлось заменить Румянову другой актрисой. - В конце 1960-х годов Чемодурова перестали приглашать сниматься в кино. У него не было никакой работы. В это время его супруга успешно сотрудничала с "Союзмультфильмом", продолжала сниматься в кино. Вскоре Чемодуров начал пить. Причём это были настоящие запои с рукоприкладством, скандалами, - вспоминала Рыбакова. - Анатолий часто не приходил домой, Клара вытаскивала его из милиции, он стал продавать вещи, чтобы купить бутылку. В какой-то момент она не выдержала, и в 1973 году они официально развелись. Третий брак Румяновой продлился почти пять лет. Но очередной супруг Румяновой буквально уничтожал ее своей ревностью. "Я многим видным мужчинам нравилась - Чкалову, Сличенко, Магомаеву, Высоцкому, - рассказывала сама Румянова. - А сейчас я одна. И детей нет. Ни одну беременность выносить не смогла. Но я не жалею, что так вышло..." В начале 1950-х годов Клара Румянова снялась в нескольких фильмах, и в 1953 году судьба свела генеральным директором киностудии "Мосфильм" Иваном Пырьевым. Иван Александрович снимал фильм по собственному сценарию "Испытание верности". Румянова не любила сентиментальное кино, а картина Пырьева должна была стать классическим вариантом советской мелодрамы. - Я хочу, чтобы ты играла главную роль, - предложил Пырьев Румяновой и дал просмотреть сценарий. Дело происходило в кабинете режиссёра на Мосфильме". Пока Клара читала сценарий, Пырьев не сводил с неё глаз. Он ждал, когда же молодая девушка прослезится и с восторгом примет предложение. Восторга не последовало. - Мне не нравится ни роль, предложенная мне, ни ваш сценарий. Эта картина обречена на провал, - резко выступила Румянова. - Я отказываюсь сниматься в этом фильме. Пырьев, снявший на тот момент более двадцати кинолент, пришёл в ужас. О его сложном характере слагали легенды на киностудии, его боялись маститые актеры, из его кабинета с треском вылетали даже старейшие сценаристы, и он никогда не стеснялся в выражениях. И тут - выпускница ВГИКа позволила себе такое смелое высказывание по отношению к его сценарию. - Мать, ты думаешь, что говоришь?! - взорвался Пырьев. - Тебе не нравится сценарий, малолетка?! Убирайся вон из моего кабинета - и чтобы ноги твоей больше не было на "Мосфильме"! Я запрещаю тебе сниматься в кино! Отныне тебе будут отводиться роли только в массовках... Около шести лет Клара оставалась за бортом кинематографа, пока министр культуры Екатерина Фурцева не уволила Пырьева с поста гендиректора "Мосфильма". После этого Румянова снялась в двенадцати картинах. Самые яркие роли - это попадья в "Двенадцати стульях" и учительница в картине "Звонят, откройте дверь". - За несколько дней до смерти Пырьев позвонил ей домой, - вспоминала подруга Румяновой Нина Голубева. - Плохо мне, Клара, чувствую, близок мой конец. Грешен я, вот и решил обзвонить всех, кому жизнь сломал. Ты - первая. Прости меня за ту глупость. Знаешь, ты была права, фильм действительно вышел неудачный", - признался режиссёр. Роль, на которую первоначально утвердили Румянову, досталась Марине Ладыниной, с которой впоследствии Клара Михайловна подружилась. Позже, когда умерла Марина Алексеевна, Румянова сказала: "Ну вот и мне пора. Мы с Мариной очень похожи. Обе мы одинокие и бедные. Она ушла из жизни, когда поняла, что никому не нужна. У меня такая же ситуация". Озвучив огромное количество ролей на "Союзмультфильме", Румянова долго мечтала о большой драматической роли. И все же сполна реализовать свой актерский талант ей удалось в проектах, ориентированных на внимание детской аудитории. - Вообще, в детстве у Клары был очень низкий голос. Когда она во время войны выступала с матерью в госпиталях, раненые смеялись и дразнили её "девочка с пропеллером, поющая басом": на голове у маленькой Румяновой был огромный бант, - рассказывала соседка Клары Михайловны. - Первый шаг к мультипликации у неё произошел на съёмках картины Сергея Герасимова. Клара снималась в "Сельском враче", играла беременную девушку, - вспоминают её коллеги. - По сценарию она должна была родить ребенка. В кадре был задействован месячный малыш, который во время долгого съемочного процесса утомился и заснул. Его тормошили, будили, но младенец ни в какую не желал просыпаться. Тогда Клара предложила: "Давайте я за него стану кричать". Крик получился настолько правдоподобным, что его решили оставить. После этого эпизода слава о Румяновой распространилась среди мультипликаторов. На студии "Союзмультфильм" говорили: "Во ВГИКе учится девчонка, которая может орать любым дурным голосом". Ей стали звонить со студии и предлагать озвучивать мультипликационных персонажей. В ответ Румянова негодовала: "Вы что, издеваетесь?! Я не стану заниматься такой грязной работой. Я ведь великая актриса с мощнейшим потенциалом". Мультипликаторы огорчились, но про девушку не забыли. И когда она все же стала соглашаться озвучивать анимационных персонажей - песни из этих мультипликационных фильмов в исполнении Румяновой стали настоящими шлягерами, пользующимися успехом у детей вот уже несколько десятилетий. За цикл радиоспектаклей "Имя мне - женщина", посвященный роли женщины в истории России, Клара Румянова была отмечена Пушкинской золотой медалью. Всего на счету Клары Румяновой почти 300 озвученных анимационных и кукольных картин. Румянова - единственная актриса, удостоенная почётного звания «Заслуженный артист РСФСР» за работу в мультипликации. Ещё при жизни актрису признали золотым голосом России. В конкурсе на лучший голос мировой мультипликации голос Клары Михайловны был признан лучшим на всей планете. На Всесоюзном радио в детской редакции она была соавтором вечерних сказок и различных постановок. И всё же были вещи, неизвестные широкой публике. Исторические исследования доставляли огромное удовольствие Румяновой: "Я давно увлеклась историей России, заметила, что у нас всегда писали только о героях-мужчинах. А где же женщины? Я решила исправить эту несправедливость. Собирала материалы по архивам, несколько лет всё обрабатывала, поставила на радио 11 спектаклей". Книга "Имя мне - женщина", сборник пьес о значительных женских персонажах русской истории (Надежде Дуровой, Екатерине Дашковой, Евдокии Ростопчиной), вышла в 2000 году. Именно за неё Румянова была удостоена Золотой пушкинской медали. Потом Клара Михайловна работала над радиоспектаклем по своей книжке, в котором принимали участие Наталья Гвоздикова, Людмила Хитяева и Нина Головина (Столярова). "В последнее время она много жаловалась, - рассказывает Трухан, - что и советское кино ушло, советские мультфильмы не показывают...". Говорила, что нет уже и тех, кто озвучивал вместе с ней - Папанова, Раневской, Вицина: "Без них я осталась одна и живу только надеждой". Когда у неё обнаружили рак, она намеренно не принимала никого, даже единственную оставшуюся в живых родственницу - двоюродную сестру. Иногда продуктами и лекарствами помогала Гильдия киноактёров. И до последней минуты актриса была уверена, что выздоровеет и сможет продолжить работу. Сотрудники Гильдии киноактеров рассказывали: "Мы постоянно звонили ей, интересовались её самочувствием. Когда её знакомые сообщили, что Клара Михайловна совсем плоха, мы стали готовиться к худшему. Чуда не могло произойти: мы знали, что у Румяновой рак молочной железы и слабое сердце. Когда-то ей сделали шунтирование, после операции она принимала лекарства, от которых впоследствии её самочувствие ухудшилось. Последний месяц её особенно подкосил. А за четыре дня до смерти ночью она встала и упала. Всю ночь пролежала на полу, пока её утром не обнаружила сиделка. В результате Клара Михайловна заработала себе пневмонию. Так один недуг наложился на другой". Клара Румянова скончалась 18 сентября 2004 года от рака молочной железы. Организацией похорон занималась Гильдия актёров кино.

Теги других блогов: актриса ВГИК Клара Румянова